24.09.2024 15:47
Консультации.
Просмотров всего: 2766; сегодня: 3.

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа готового бизнеса представляет сбой сложный и порой длительный процесс, требующий четкой стратегии и профессионального подхода. Решение о продаже предприниматель принимает по разным причинам. И дело не всегда в низкой рентабельности предприятия. Хотя покупатели в первую очередь подозревают именно эту причину и стараются не переплатить. Задача продавца – обосновать цену и продать активы с выгодой.

Этапы продажи бизнеса

1. Предпродажная подготовка

2. Поиск покупателей

3. Переговоры с покупателем

4. Сопровождение сделки

1. Предпродажная подготовка помогает правильно оценить стоимость, обеспечить процедуру необходимыми документами и увеличивает шансы на выгодную реализацию.

Она включает в себя:

- Внутренний аудит, который поможет определить реальную рыночную стоимость бизнеса, учитывая его финансовые показатели, активы (материальные и нематериальные), рентабельность, репутацию и конкурентоспособность. Стоит помнить, что к активам относятся не только оборудование, помещение и другое имущество, но и объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, логотип, сайт, аккаунты в соцсетях, клиентская база, контакты поставщиков и пр.).

Для корректной оценки стоимости бизнеса используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный.

- Сбор документов, подтверждающих право собственности на бизнес, финансовую отчетность, договоры, лицензии, сертификаты. Информация потребуется минимум за полгода-год. Документы должны отражать оборот, чистую прибыль, расходы, движение денежных средств, фонд оплаты труда и т.д. Если предприниматель работает в арендованном помещении, то лучше заранее заручиться поддержкой арендодателя и получить гарантийное письмо собственника, что он готов сотрудничать с покупателем.

Хорошо, когда на руках есть должностные инструкции, регламенты, технологические карты уникальных методик.

- Презентация бизнеса. Здесь действуют привычные маркетинговые приемы. Поэтому важно подготовить презентацию проекта, которая отражает перспективы бизнеса, раскрывает потенциальному покупателю выгоду, финансовые показатели и планы развития.

Важно: предпродажный этап любит тишину. Не стоит распространятся о планах раньше времени. Это может повысить нервозность в команде, среди контрагентов и увеличить активность конкурентов.

2. Поиск покупателей. Бизнес упакован и стал товаром. Поэтому необходимо определиться с целевой аудиторией, каналами продаж. Можно распространить информацию в профессиональных сообществах, рассказать об этом на бизнес-мероприятиях, специализированных площадках. При этом надо быть готовыми внятно объяснить причины продажи.

3. Когда потенциальный покупатель нашелся, начинается следующий этап – переговоры. Предприниматель должен быть готов к компромиссам, но и умело отстаивать свои интересы. Нередко покупатели хотят провести независимую проверку бизнеса, чтобы узнать о его реальном состоянии. Это нормально. Как и заблаговременная проверка потенциального покупателя, его репутации и возможностей. Все условия потенциальной купли-продажи, включая цену, сроки оплаты, процесс перехода прав собственности надо обсуждать заранее.

4. Сопровождение сделки. Консультация с юристами, бухгалтерами, брокерами по бизнесу – не обязательный, но крайне желательный элемент. Это поможет обеспечить юридическую и финансовую безопасность сделки.

У разных форм собственности есть свои особенности продажи. Так, переход прав на ООО можно оформить как реализацию собственниками всех долей в уставном капитале. Покупатель получает 100% уставного капитала. Сделка оформляется нотариально. Понадобятся учредительные документы и согласие всех учредителей, оформленное через собрание и протокол.

Если же бизнес в форме ИП, то продать предприятие целиком не получится. Сделку придется оформлять с помощью нескольких договоров по продаже активов, в том числе нематериальных.

После заключения договора, необходимо передать новому владельцу все документы, ключи от помещений, контакты клиентов и поставщиков. Хорошим тоном считается небольшой инструктаж нового владельца. При необходимости и возможности можно оказывать ему поддержку в течение переходного периода.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9233 публикации
Сайт: мсп.рф/services/news/detail/prodazha-biznesa-chek-list-dlya-predprinimatelya-/
Поделиться:

Интересно:

День памяти святого благоверного князя Александра Невского
06.12.2024 18:08 Новости
День памяти святого благоверного князя Александра Невского
6 декабря - День памяти святого благоверного князя Александра Невского по православному календарю. Православная церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, 12 сентября (день перенесения мощей в Санкт-Петербург), и 6 декабря (день...
Василий II Тёмный - первый князь, названный царем
06.12.2024 10:17 Персоны
Василий II Тёмный - первый князь, названный царем
Василий II Тёмный был воистину шекспировским персонажем, хотя и скончался за 102 года до рождения Уильяма Шекспира, поэтому не мог быть знаком с тем категорическим утверждением, которое сформулировал один из персонажей великого драматурга:  Кто из рук Свалившееся счастье упускает, Пусть с ним...
В Москве наградили победителей премии #Мывместе
06.12.2024 09:22 Новости
В Москве наградили победителей премии #Мывместе
Заместители Председателя Правительства Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко приняли участие в торжественном открытии и награждении победителей Международной премии #Мывместе. Мероприятие состоялось в рамках одноимённого Международного форума гражданского участия...
Мэр Москвы поздравил ветерана ВОВ Ивана Слухая с 100-летним юбилеем
05.12.2024 13:55 Новости
Мэр Москвы поздравил ветерана ВОВ Ивана Слухая с 100-летним юбилеем
Иван Андреевич Слухай прошел всю Великую Отечественную войну, после этого 42 года прослужил в Вооруженных силах СССР, а уволившись в запас, возглавил Московский комитет ветеранов войны. Сергей Собянин поздравил председателя Московского комитета ветеранов войны почетного гражданина города...
Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях
05.12.2024 11:56 Аналитика
Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях
В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал...