04.12.2012 08:33
Новости.
Просмотров всего: 6018; сегодня: 1.

Факторы успеха для лоукостера в России

Юрий Спектров, партнер Bain & Company, о перспективах развития в этом сегменте для традиционных перевозчиков.

После того как генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил о желании компании создать российский лоукостер, эксперты, журналисты и даже пассажиры начали активно спорить о реальности и целесообразности такого шага.

Опираясь на опыт работы Bain & Company в авиаиндустрии, в том числе со многими авиакомпаниями-дискаунтерами по всему миру, мы уверены, что «Аэрофлоту», впрочем, как и другим игрокам, по силам создать успешный лоукостер в России. Безусловно, для реализации такого проекта потребуется снять ряд ограничений со стороны государства и привести российское законодательство в соответствие с международной практикой.

Есть три фактора, определяющих успех запуска нового лоукостера, - это верно выбранная бизнес-модель, тотальный контроль за затратами и правильная дистанция от материнской авиакомпании (в случае если речь идет о создании дочерней компании-лоукостера). Давайте рассмотрим их по порядку.

Первое - бизнес-модель. У читателя газетных статей может создаться впечатление, что существует лишь одна модель работы лоукостеров: «летаем за копейки, никакого сервиса, все дополнительные услуги помимо полета за деньги». Это давно не так. Удобные стыковки (Germanwings), места бизнес-класса (AirAsia), работа из хабовых аэропортов (Southwest), питание на борту (jetBlue), система развлечений на борту (GOL) - все, что ранее было немыслимо для классического лоукостера, такого как Ryanair, теперь встречается в моделях работы успешных дискаунтеров. Так что универсального решения, которое бы подходило и для создателей лоукостера с нуля, и для авиакомпаний, создающих «дочку», не существует.

Второй фактор - обеспечение низкого уровня затрат. Хорошо известны способы сократить стоимость перевозок на 30 - 60% по сравнению с традиционными авиакомпаниями. Это однотипный флот из новых и современных самолетов, простая компоновка и уменьшение расстояния между креслами, большой налет каждого самолета, минимальное время разворота, отказ от обеспечения транзита пассажиров, полеты из «вторичных» и удаленных аэропортов, минимальный набор бесплатных услуг, продажи без посредников (Интернет и колл-центр), жесткие правила по возврату билетов, конкурентные зарплаты сотрудников и более высокая производительность труда.

Сложность в том, что далеко не во всех странах можно легко реализовать каждый из этих принципов. Например, часто приходится слышать, что отсутствие «вторичных» аэропортов и слабая инфраструктура в России существенно осложняют запуск дискаунтера или делают его невозможным. Однако такая ситуация не является уникальной лишь для России. В Китае, Юго-Восточной Азии, Индии и Бразилии все это не мешает развиваться дискаунтерам.

Как пример, одна из самых финансово успешных в мире низкобюджетных авиакомпаний AirAsia летает в главные аэропорты и чувствует себя прекрасно, стараясь, где это возможно, обслуживаться в бюджетных терминалах, торгуясь за скидки за счет объемов перевозок и используя наименее дорогие аэропортовые услуги (например, пассажиры идут пешком до терминала, а не едут на автобусе и не используют телетрап).

В России необходимо отменить ограничение на наем иностранных пилотов, которое поддерживает дефицит пилотов в нашей стране (летные школы не успевают за ростом парка зарубежных самолетов). В результате этого дефицита зарплаты пилотов крупных российских авиакомпаний достигли уровня зарплат пилотов европейских компаний. При этом в одном из недавних проектов Bain & Company по созданию дочернего лоукостера в Европе снижение затрат на экипажи по сравнению с материнской авиакомпанией дало примерно 50% от общего сокращения издержек.

Правительству также необходимо разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные авиабилеты. Модель работы лоукостера предполагает максимально возможную загрузку самолетов и продажу дешевых билетов задолго до вылета. Возможность вернуть купленный билет в любой момент, даже за день до вылета, принципиально искажает эту модель. Кстати, по данным Минтранса, даже нынешние традиционные авиакомпании в России теряют до 8% выручки на возвратах.

Еще один фактор, ухудшающий положение потенциальных российских лоукостеров, - это 20% ввозной пошлины на самолеты вместимостью от 170 кресел. Хотя в типичном самолете Ryanair (B737-800) расположено 189 мест, а моноклассовые A320 у AirAsia вмещают 180 пассажиров.

Третий фактор успешного развития лоукостера - взаимоотношения с материнской авиакомпанией. Независимость дочерней бюджетной авиакомпании крайне важна. Модель «авиакомпания внутри авиакомпании» имеет ряд особенностей, которые ставят под угрозу долгосрочный успех проекта. В такой модели неизбежен конфликт интересов при распределении лучших маршрутов, которые в основном достаются «традиционной части» авиакомпании. А неоптимальные бизнес-процессы, которые есть в давно действующих крупных компаниях, неминуемо переносятся на операции лоукостера. Также в крупных авиакомпаниях действуют соглашения с профсоюзами, поменять которые крайне сложно, даже несмотря на то, что рыночным реалиям эти соглашения могут не соответствовать. Ну и, наконец, корпоративная культура традиционного перевозчика, психология его сотрудников и философия менеджеров оказываются несовместимы с самой идеей бюджетного авиаперевозчика.

Один из наших клиентов столкнулся с подобным выбором два года назад. Наша оценка показала, что изначальная сложность операционной модели традиционного перевозчика настолько высока, что реализация «дорожной карты» по переводу части операций в режим дискаунтера гораздо менее практичное решение, чем создание лоукостера с нуля.

По нашему мнению, для лоукостера, который создается традиционным перевозчиком, совместную деятельность с материнской компанией желательно ограничить лишь небольшим количеством вопросов, таких как, например, координация стратегии развития маршрутной сети и закупка самолетов и топлива.

Модель авиакомпания внутри авиакомпании ставит под угрозу успех проекта.


Ньюсмейкер: Аэрофлот - Российские авиалинии — 82 публикации
Поделиться:

Интересно:

Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной
14.10.2024 15:41 Персоны
Аркадий Каманин - юный лётчик Великой Отечественной
Жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны трагически оборвалась уже в 18 лет. Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Того что ему удалось сделать за отмеренное на Земле время хватило бы на несколько героических жизней. Каманин стал самым молодым летчиком...
Рюриковичи. История Династии
14.10.2024 12:55 Аналитика
Рюриковичи. История Династии
Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и...
Героизм чеченцев на полях сражений Второй мировой войны
14.10.2024 10:03 Аналитика
Героизм чеченцев на полях сражений Второй мировой войны
С первых дней Великой Отечественной войны на всех фронтах, во всех родах войск отважно сражались воины из Чечено-Ингушетии, которые своими боевыми подвигами в битве с немецко-фашистскими агрессорами вписали немало славных страниц в героическую летопись нашей Родины. Всего к началу войны в рядах...
Будущий князь Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года в Москве
12.10.2024 09:03 Аналитика
Будущий князь Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года в Москве
Дмитрий Донской вошёл в историю как собиратель русский земель, а его имя неразрывно связано с Куликовской битвой, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в Москве. Его родителями были московский князь Иван II Красный и княгиня...
Форум «Международный день торговли – 2024»
11.10.2024 13:14 Мероприятия
Форум «Международный день торговли – 2024»
Этой осенью состоится важное и большое событие в жизни участников внешнеэкономической деятельности, которое предоставит уникальную возможность для обмена опытом и установления новых деловых контактов. Флагманский Форум Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема «МАП») «Международный день...