Термин

УСЛОВИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ, а также лица без гражданства, т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства, могут быть субъектами трудовых правоотношений наряду с гражданами РФ. В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ (п.3 ст.62). Так, Законом "Об иностранных инвестициях в РСФСР" установлено, что в организациях с иностранными инвестициями условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них (ст.33). По Закону "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение и использование на территории РФ иностранной рабочей силы осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ (ст.17). Такой порядок определен Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 и утвержденным им Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы и предусматривает выдачу разрешений и подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на ее территории. Работодатели, имеющие потребность в использовании иностранной рабочей силы, обязаны получить соответствующее разрешение Федеральной миграционной службы России. Кроме получения разрешения на общую численность привлекаемых иностранных работников, работодатель обязан получить именное подтверждение на право трудовой деятельности каждого иностранного гражданина. Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на ее территории только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Иностранные граждане, принятые на работу с нарушением этого порядка, подлежат выдворению из РФ за счет средств работодателя. При нарушении работодателем указанных в разрешении условий, а также законодательства РФ, отраслевых соглашений, коллективных и трудовых договоров (контрактов), в результате чего ущемляются права иностранных работников, Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действия или бездействие, в результате которых возникает угроза гибели людей или причинения вреда их здоровью. В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности либо сокращения численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано. Положение вводит определенные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан. Так, разрешения выдаются, как правило, на срок до 1 года, следовательно, в этих пределах должен определяться и срок трудового договора (контракта). При продлении срока разрешения соответственно может быть продлен и срок договора (контракта). Привлекаемые на основе разрешения иностранные граждане не могут быть переведены на работу к другому работодателю даже при согласованном волеизъявлении всех заинтересованных субъектов. Поскольку иностранный гражданин может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, его отсутствие является основанием для прекращения трудового договора (контракта). В трудовую книжку при этом вносится следующая запись: "Уволен в соответствии с ч.2 ст.254 КЗоТ и п.5 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы". Условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными договорами и соглашениями РФ с зарубежными странами. В последние годы такие соглашения были заключены Россией, в частности, с КНР, СРВ, Словакией, Арменией, Беларусью, Молдовой, Украиной, Киргизией; РФ также участвует в многосторонних соглашениях между государствами СНГ: о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.); о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г.); о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (1994 г.); о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (1992 г.). В соглашениях с различными государствами СНГ содержатся обычно одинаковые решения большинства вопросов правового регулирования труда граждан соответствующих государств, работающих за пределами их границ. Так, возраст, с которого допускается прием на работу граждан, определяется законодательством страны трудоустройства. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника на территории государства трудоустройства регулируются законодательством этого государства. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. Работодатель регистрирует заключенные трудовые договоры (контракты) в организациях, определенных уполномоченными органами. Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, уполномоченный государственный орган по трудоустройству включает работника, насколько это возможно, в другие равноценные трудовые отношения на срок действия заключенного трудового договора (контракта). При невозможности трудоустройства на работника распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством государства трудоустройства для высвобождаемых по указанным основаниям работников. Статус безработного присваивается работнику государством въезда в соответствии с его законодательством. Работники государства выезда, работающие на территории государства трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные законодательством о труде государства трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и др.). Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории различных государств СНГ, взаимно признается ими. Исчисление трудового стажа работников производится в соответствии с законодательством того государства, на территории которого осуществлялась их трудовая деятельность. Все виды пособий и выплат, предоставляемых на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, предоставления отпуска по уходу за ребенком и в других случаях, выплачиваются на основании законодательства государства трудоустройства и за его счет. В отношении возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, в соглашениях государств СНГ обычно предусматривается следующий порядок: а) возмещение вреда вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространялось на работника в момент получения увечья или иного повреждения здоровья; б) возмещение вреда вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых обязанностей, либо последовавшей в связи с ним смерти потерпевшего произв
 
Относится к разделам:
Общегражданское и хозяйственное право
Трудовое право