ВЕДОМСТВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ
Система органов исполнительной власти специальной компетенции и руководимых ими организаций, подчиненных одному центру. Наряду с административными ведомствами существуют и иные государственные (например, прокуратура Российской Федерации) и негосударственные (например, Всероссийское общество слепых) ведомства. Особенность первых - ими руководят исполнительные органы, их управленческие подсистемы - составная часть аппарата исполнительной власти государства. Основные признаки административного ведомства и его аппарата управления: каждое ведомство имеет определенные, нормативно закрепленные цели, ради которых оно образовано. Цели устанавливаются вышестоящими государственными органами; административное ведомство - четко обособленная сложная система, состоящая из самостоятельных организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром; каждое ведомство построено иерархично, по линейному принципу, нижестоящие организации административно подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их деятельность; административное ведомство выступает экономико-правовой общностью. У него во владении есть определенное имущество, которое состоит из имущества организаций и централизованных фондов (резервов), принадлежащих системе в целом; каждое ведомство, будучи сложной самоуправляемой системой, как правило, состоит из трех групп элементов: организаций, непосредственно выполняющих его основную производственную задачу; организаций, обслуживающих его внутренние потребности; органов исполнительной власти. В последнем необходимо различать уровни (звенья) управления. Например, система Минздрава РФ насчитывает четыре звена управления (Министерство - облздрав - горздрав - администрация больницы). Группировка административных ведомств может быть произведена по многим основаниям. Содержательно среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные и административно-политические. В законодательстве различают системы министерств, государственных комитетов, федеральных агентств, служб, инспекций. По объему полномочий они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых организационная деятельность субъектов власти ограничивается рамками ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении потребителей (например, Министерство образования Российской Федерации). Для функциональных ведомств (например, Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства.
|