ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915)
российский государственный деятель, политик, экономист. Активно содействовал капиталистическому процессу в России. Автор книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883), в которой рассмотрел коренные вопросы финансового положения железнодорожного транспорта. В 1892 г. был назначен министром финансов и провел ряд важных экономических мероприятий, содействовавших капиталистической индустриализации России. «Создание своей собственной промышленности, — писал Витте, — это и есть та коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы». С этой целью Витте установил выгодный для русской промышленности тариф, вел активную таможенную войну, заключал таможенные договоры (с Германией). Витте сыграл большую роль в железнодорожном строительстве, в частности создании Сибирской магистрали. Характерной чертой экономической политики Витте было усиление государственного хозяйства (курс на сосредоточение в руках государства железных дорог, организация государственных кредитных учреждений, система казенных заказов и субсидий и др.). Во второй половине 90-х гг. XIX в. Витте ввел казенную винную монополию, которая стала одним из главных источников государственного бюджета. Он широко привлекал иностранные капиталы в банки, промышленность, строительство железных дорог, заключил ряд внешних государственных займов. Важнейшим экономическим мероприятием Витте было введение золотого денежного обращения и свободного размена кредитных билетов на золото. В области политической экономии Витте считал себя последователем Ф.Листа, привлекавшего его своим учением о национальном хозяйстве и протекционизме. Экономические работы Витте: «Записка по крестьянскому делу» (1904), «О положении нашей промышленности (докладная записка Николаю II)», «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист» (1912), «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» (1912).
|