ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Право на объединение в профсоюзы предусмотрено ст.30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Конвенция МОТ № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" 1948 г., ратифицированная СССР и действующая в РФ, предусматривает, что трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения их уставам. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюза. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Основные права, обязанности, ответственность, а также гарантии и защита прав профсоюзов закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Отдельные права и гарантии профсоюзов, связанные с защитой интересов работников, предусматриваются КЗоТ, а также Законами РФ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"; от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"; от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях"; Основами законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. и рядом других нормативных актов. ???????????? Особая роль при осуществлении профсоюзами своих целей и задач отводится их уставам. В соответствии со ст.7 Закона о профессиональных союзах от 12 января 1996 г. профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции и другие мероприятия. Имеется в виду, что профсоюзы самостоятельно определяют объем прав, которые они могут реализовать в соответствии с законодательством. Профессиональные союзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5). Закон профессиональных союзов предусматривает возможность регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в реестр общественных объединений. При этом органы, осуществляющие такую регистрацию, не вправе контролировать деятельность профсоюзов, а также отказывать им в регистрации. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае они продолжают осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, но не имеют прав юридического лица (ст.8). Таким образом, предусмотренная регистрация является уведомительной и не ущемляет прав профессиональных союзов. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом. В том случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается (ст.10). Данное требование закона означает повышенную защиту государством прав профсоюзов, поскольку только высшие судебные органы по представлению соответствующих прокуроров вправе приостановить или запретить их деятельность и только за очень серьезные нарушения законности. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров (соглашений). Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, в занятости, медицинском страховании, пенсионном и других фондах, формируемых за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами (ст.15). Федеральным законом о профессиональных союзах от 12 января 1996 г. за профсоюзами закреплены права практически во всех сферах и вопросах, связанных с трудовыми отношениями работников, в том числе: право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст.11); право на содействие занятости (ст.12); право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст.13); право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст.14); право на информацию (ст.17); право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст.18); право на участие в коллегиальных органах управления организацией (ст.16); право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст.19); права в области охраны труда и окружающей природной среды (ст.20); права профсоюзов на социальную защиту работников (ст.22); право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст.23). В новых экономических условиях профсоюзы утратили право законодательной инициативы. Однако закон предусматривает (ст.11), что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Профсоюзы имеют право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих пр
 
Относится к разделам:
Общегражданское и хозяйственное право