Зачем России нужен второй национальный домен, да еще и написанный не привычной для интернет-пользователей латиницей, а такой родной кириллицей? В течение последнего года тема эта была одной из самых популярных как для профессионалов интернет-бизнеса, так и для обычных российских интернетчиков.
Окончательный выбор в пользу кириллического домена верхнего уровня был сделан в июне 2007 года. В 2008 году идею скорейшего внедрения домена на русском языке поддержал Президент России Дмитрий Медведев. После этого началась активная работа по созданию кириллической доменной зоны. В октябре 2008 года она обрела свое название - "РФ". Функции администратора домена по решению Министерства связи и массовых коммуникаций России были закреплены за Координационным центром национального домена сети Интернет (КЦ).
В течение 2009 года был подготовлен полный комплект документов, необходимый для внедрения домена РФ. Документы были переданы в ICANN 16 ноября 2009 года, после чего началось их рассмотрение в рамках процедуры Fast Track, регламентирующей создание ограниченного числа нелатинских доменов верхнего уровня для наиболее заинтересованных стран и территорий. Первые кириллические адреса в Сети заработали 12 мая 2010 года, сразу после того, как домен .РФ был официально делегирован России. Ими стали имена ПРЕЗИДЕНТ.РФ и ПРАВИТЕЛЬСТВО.РФ.
На сегодняшний день в нем зарегистрировано уже более 18 тысяч доменных имен, из которых более 7 тысяч полноценно функционируют. И это до начала открытой регистрации, которая стартует 11 ноября. Регистраторы сообщают, что принято уже более 80 тысяч предварительных заявок. Так что старт «регистрации для всех» начнется с цифры 100 000 доменных имен в домене .РФ – это ли не ответ тем скептикам, которые утверждали, что домен .РФ в итоге окажется никому не нужным. Для сравнения: в старейшем российском домене .SU, который работает с 1991 года, сегодня зарегистрировано чуть более 80 тысяч доменных имен.
Вообще же тема IDN-доменов, поднятая еще в начале века, интересна многим и многим государствам, использующим нелатинскую письменность. Например, только в кириллице на создание собственного IDN-домена претендуют Болгария и Сербия. Вообще же на сентябрь 2010 г. IDN-домены получили 12 стран мира. Впервые в истории интернета нелатинские символы стало возможным использовать в написании доменов верхнего уровня 5 мая 2010 года. Первыми странами, получившими IDN верхнего уровня, стали Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
В июне 2010 г. в DNS появились записи об иероглифических IDN верхнего уровня: Китая, Гонконга и Тайваня. Китай и Тайвань получили сразу по два IDN-домена верхнего уровня – это связано с особенность китайского языка: в китайском есть два алфавита, традиционный и упрощенный.
А в начале августа 2010 года к обладателям национальных IDN-доменов присоединились еще 5 стран: Шри-Ланка (два домена, в Шри-Ланке, также, как и в Китае, используются два вида письменности), Таиланд, Палестина, Тунис и Иордания. Таким образом, половина IDN-доменов представляет собой арабский алфавит. Это связано с тем, что арабский язык сейчас среди наиболее используемых в Сети. Кроме того, на Ближнем Востоке проникновение Интернета достигает только 20%; соответственно, есть потенциал для роста; а с доменами на национальном языке увеличить этот показатель будет, безусловно, проще. Всего же на данный момент в ICANN поступила 21 заявка на создание IDN верхнего уровня. В них представлены 11 языков.
"Национальный домен на родном языке нужен для тех людей, которые привыкли читать и писать на нем, а не на английском – и таких во всех странах большинство, — объясняет директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников. — Например, в России в последние пару лет аудитория интернета невероятно расширилась — это люди порой без образования, порой не умеющие обращаться с английским языком, с латиницей, для них привычней по-русски писать".
По данным всероссийской переписи населения 2002 года, английским языком владеют чуть менее 7 млн россиян (при этом почтовым сервером mail.ru пользуются почти 20 млн человек). А вот что русский язык является пятым в мире по распространенности, при этом 160 миллионов человек считают его родным. В России по-русски говорят 140 миллионов жителей, среди постоянных пользователей интернета 43 миллиона россиян, а на кириллице зарегистрировано около 80 тысяч товарных знаков.
Чтобы запомнить название сайта на кириллице, русскоговорящему человеку требуется менее 0,8 секунд – в отличие от названия сайта, написанного латиницей, где русскоговорящий пользователь тратит на запоминание интернет-адреса в среднем около 3 секунд.
За последние три года русскоязычная аудитория интернета выросла вдвое. Во многом это обусловлено появлением нового кириллического домена .РФ, появление которого так бурно обсуждалось и котором писали все СМИ, а не только специализирующиеся на интернет-тематике. Информация о домене .РФ с самого момента его возникновения вышла за пределы интернета и стала доступна тем людям, которые до «эпохи» домена .РФ о существовании интернета и системы доменных имен почти ничего не знали. В российский интернет пришли и дети, и пожилые люди – им нужен простой и удобный способ доступа к сайтам, возможность легко найти нужную информацию. Домен .РФ дает пользователям необходимое и востребованное разнообразие в использовании доменного пространства.
2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru).