Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная которую можно с меньшими затратами ресурсов запустить успешное предприятие.
Что отличает бизнес в малых городах
Низкая конкуренция. Считается, что в небольших населенных пунктах для предпринимателей свободны многие ниши. И такое положение дел позволяет начинающему быстро завоевать свою долю рынка с меньшими затратами. Но отсутствие конкурентов не всегда говорит о выгоде, иногда конкурентов нет, потому что нет и спроса.
Что касается повседневных товаров, то конкуренцию местным продавцам теперь составляют маркетплейсы с удобной и быстрой доставкой, а их ПВЗ становится все больше даже в райцентрах с небольшим населением.
Тесные потребительские связи. В малых городах буквально все знают друг друга, сарафанное радио работает молниеносно. Такая особенность позволяет быстро получить лояльных клиентов практически без маркетинговых затрат. Но и репутационные риски высоки.
Инфраструктура. В малых городах аренда, зарплата и другие расходы могут быть значительно ниже, чем в мегаполисах. Это делает бизнес более рентабельным и доступным для начинающего предпринимателя.
Однако предприниматели сталкиваются нехваткой современной инфраструктуры (транспорта, офисных, складских и производственных помещений). Это дополнительное препятствие для развития бизнеса.
Особенности рынка сбыта. Очевидно, что в малых городах меньше потенциальных клиентов. Предпринимателям необходимо искать новые рынки сбыта, в том числе в онлайне.
Бизнес, ориентированный только на живущего поблизости потребителя, должен изучить особенности спроса. Какие-то товары или услуги в силу национальных или местных традиций могут пользоваться повышенным спросом и наоборот в силу специфики рынка быть невостребованными.
Понятно, что открывать тепличное хозяйство в городе с развитым частным сектором и активным выращиванием собственных овощей и зелени рискованно. А, например, микрозелень и рискует и вовсе оказаться «непонятой».
Рынок труда. Есть расхожее мнение, что в малых городах существует дефицит рабочих мест и их жителям можно платить меньшую зарплату. Однако каких-то узких специалистов с необходимой квалификацией придется поискать, еще и не каждый согласится на предлагаемые условия.
Открытие бизнеса в малых городах требует предварительного изучения рынка сбыта, потребностей и финансовых возможностей местного населения, востребованных и свободных ниш. Уникальное предложение поможет отстроиться от конкурентов и получить новых клиентов. Также надо трезво оценить собственные ресурсы, возможности стартового капитала и финансовой подушки на первое время. Без бизнес-плана никуда: он позволит оценить, за какое время предприятие сможет начать зарабатывать и когда окупится.
Начинающему предпринимателю в поисках свободной ниши стоит присмотреться к приоритетным видам деятельности, установленным в регионе. Государство поддерживает эти направления и можно получить помощь на старте. Кроме того, специальные преференции имеют предприниматели в моногородах.
Изображение из открытых источников.