24.09.2024 15:47
Консультации.
Просмотров всего: 2562; сегодня: 8.

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа бизнеса: чек-лист для предпринимателя

Продажа готового бизнеса представляет сбой сложный и порой длительный процесс, требующий четкой стратегии и профессионального подхода. Решение о продаже предприниматель принимает по разным причинам. И дело не всегда в низкой рентабельности предприятия. Хотя покупатели в первую очередь подозревают именно эту причину и стараются не переплатить. Задача продавца – обосновать цену и продать активы с выгодой.

Этапы продажи бизнеса

1. Предпродажная подготовка

2. Поиск покупателей

3. Переговоры с покупателем

4. Сопровождение сделки

1. Предпродажная подготовка помогает правильно оценить стоимость, обеспечить процедуру необходимыми документами и увеличивает шансы на выгодную реализацию.

Она включает в себя:

- Внутренний аудит, который поможет определить реальную рыночную стоимость бизнеса, учитывая его финансовые показатели, активы (материальные и нематериальные), рентабельность, репутацию и конкурентоспособность. Стоит помнить, что к активам относятся не только оборудование, помещение и другое имущество, но и объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, логотип, сайт, аккаунты в соцсетях, клиентская база, контакты поставщиков и пр.).

Для корректной оценки стоимости бизнеса используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный.

- Сбор документов, подтверждающих право собственности на бизнес, финансовую отчетность, договоры, лицензии, сертификаты. Информация потребуется минимум за полгода-год. Документы должны отражать оборот, чистую прибыль, расходы, движение денежных средств, фонд оплаты труда и т.д. Если предприниматель работает в арендованном помещении, то лучше заранее заручиться поддержкой арендодателя и получить гарантийное письмо собственника, что он готов сотрудничать с покупателем.

Хорошо, когда на руках есть должностные инструкции, регламенты, технологические карты уникальных методик.

- Презентация бизнеса. Здесь действуют привычные маркетинговые приемы. Поэтому важно подготовить презентацию проекта, которая отражает перспективы бизнеса, раскрывает потенциальному покупателю выгоду, финансовые показатели и планы развития.

Важно: предпродажный этап любит тишину. Не стоит распространятся о планах раньше времени. Это может повысить нервозность в команде, среди контрагентов и увеличить активность конкурентов.

2. Поиск покупателей. Бизнес упакован и стал товаром. Поэтому необходимо определиться с целевой аудиторией, каналами продаж. Можно распространить информацию в профессиональных сообществах, рассказать об этом на бизнес-мероприятиях, специализированных площадках. При этом надо быть готовыми внятно объяснить причины продажи.

3. Когда потенциальный покупатель нашелся, начинается следующий этап – переговоры. Предприниматель должен быть готов к компромиссам, но и умело отстаивать свои интересы. Нередко покупатели хотят провести независимую проверку бизнеса, чтобы узнать о его реальном состоянии. Это нормально. Как и заблаговременная проверка потенциального покупателя, его репутации и возможностей. Все условия потенциальной купли-продажи, включая цену, сроки оплаты, процесс перехода прав собственности надо обсуждать заранее.

4. Сопровождение сделки. Консультация с юристами, бухгалтерами, брокерами по бизнесу – не обязательный, но крайне желательный элемент. Это поможет обеспечить юридическую и финансовую безопасность сделки.

У разных форм собственности есть свои особенности продажи. Так, переход прав на ООО можно оформить как реализацию собственниками всех долей в уставном капитале. Покупатель получает 100% уставного капитала. Сделка оформляется нотариально. Понадобятся учредительные документы и согласие всех учредителей, оформленное через собрание и протокол.

Если же бизнес в форме ИП, то продать предприятие целиком не получится. Сделку придется оформлять с помощью нескольких договоров по продаже активов, в том числе нематериальных.

После заключения договора, необходимо передать новому владельцу все документы, ключи от помещений, контакты клиентов и поставщиков. Хорошим тоном считается небольшой инструктаж нового владельца. При необходимости и возможности можно оказывать ему поддержку в течение переходного периода.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: мсп.рф/services/news/detail/prodazha-biznesa-chek-list-dlya-predprinimatelya-/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...