Краудфандинг (с английского crowd – толпа и funding – финансирование) — это коллективный сбор средств для проекта, как правило, через интернет-платформы. Вместо того, чтобы обращаться к традиционным инвесторам или кредиторам, начинающий предприниматель ищет поддержку среди потенциальных покупателей, единомышленников, разделяющих его идеи и ценности людей.
Краудфандинговое финансирование обычно используют в тот момент, когда свои деньги на развитие стартапа закончились, но привлекать к нему крупных инвесторов или использовать заемные средства еще рано. Этот способ уже неоднократно доказал свою эффективность. В мире существуют тысячи успешных проектов, которые были реализованы именно благодаря поддержке со стороны коллективного финансирования.
Краудфандинг кроме сбора средств дает шанс изучить целевую аудиторию, оценить жизнеспособность идеи и протестировать первые образцы. Кроме того, это способ рассказать о своем проекте тем, кто еще не знает о нем.
Виды краудфандинга
Краудфандинг предлагает несколько путей достижения цели, каждый из которых имеет свои особенности.
Безвозмездный или донорский - наиболее простой вид. В этом случае люди жертвуют деньги на реализацию проекта, не ожидая материального вознаграждения. Такой подход идеален для благотворительных проектов, культурных инициатив, научных исследований.
За вознаграждение — самый распространенный вид, он предполагает определенные награды в обмен на вложения. Это могут быть эксклюзивные товары, первые образцы продукции, участие в закрытой презентации, встречи с создателями. Это привлекательно для творческих проектов, технологических стартапов.
Займовый краудфандинг позволяет получить деньги в долг от множества людей, как правило, с фиксированным процентом и сроком возврата.
Механизм сбора денег через краудфандинговые платформы довольно прост. В нем задействованы три стороны:
- Оператор (арбитр) — краудфандинг-площадка, на которой происходит сбор средств.
- Автор (реципиент, фаундер) — сторона проекта, на реализацию которого объявлен сбор.
- Донор (спонсор, бэкер) — человек, вложивший свои средства в реализацию проекта на добровольной основе.
Автор проекта публикует свое предложение на специальной площадке. Оператор оценивает его с точки зрения потенциала, вероятности сбора необходимой суммы. Именно поэтому важно, сделать качественную презентацию проекта с расчетами сроков и сумм, не забыв включить комиссию крауд-платформы и сумму налога (если автор – частное лицо, он должен будет уплатить НДФЛ – 13%).
Изучив предложение, спонсоры переводят какую-то сумму на счет платформы. При этом авторы могут выбрать несколько вариантов вознаграждения. Например, минимальное, 50 или 100 рублей может быть безвозмездным, символическое, до 1000 рублей – в обмен на фирменный мерч, кружку и т.п. Участников готовых вложить более значительные суммы можно пригласить на закрытую презентацию и пр.
Если к установленному сроку нужная сумма собрана, оператор перечисляет ее фаундеру, и начинается реализация проекта. Если нет, то деньги возвращаются участникам, этим занимается оператор. Пересылкой вознаграждения занимается сам автор проекта.
Краудфандинг дает возможность не только реализовать проект, но и протестировать продукт без больших вложений. Этот инструмент может быть полезен начинающему бизнесу из различных ниш и активно используется предпринимателями.
Изображение из открытых источников.