Прибыль является ключевым показателем финансовой эффективности компании. Она отражает способность генерировать доход и покрывать расходы. Понимание прибыли помогает устанавливать конкурентоспособные цены, а также сравнивать эффективность с конкурентами или отраслевыми показателями.
Правильный расчет прибыли помогает предприятиям объективно оценивать себя, принимать нужные решения. Инвесторы рассматривают прибыльность как показатель финансового здоровья и потенциала роста.
В повседневной деятельности чаще всего предприниматели оперируют такими понятиями, как прибыль, выручка и доходы. Доход включает в себя все денежные поступления, т.е. не только от основной деятельности, но по вкладам, аренде помещения и пр. Доход только от основной деятельности называется выручкой. Она используется для расчета прибыли, которая считается как разница между доходами и расходами.
При этом различают несколько видов прибыли, которые рассчитываются они по-разному и в расчет берутся разные показатели.
Валовая. Это разница между выручкой и себестоимостью товаров, работ или услуг (сырье, материалы, зарплата сотрудников). Она показывает прибыль с учетом переменных и постоянных расходов, но не включает административные и коммерческие расходы. Валовая прибыль позволяет оценить эффективность расхода ресурсов и узнать рентабельность конкретного направления.
Прибыль от продаж. Это валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы. Т.е. она включает в себя не только себестоимость, но и затраты на его хранение, продажу, содержание офиса, маркетинг и пр.
Как правильно рассчитать прибыль от продаж:
В начале найти себестоимость проданных товаров (себестоимость продаж). Она рассчитывается так:
Себестоимость продаж = Начальный остаток запасов + Закупки за период - Конечный остаток запасов
Выручка от продаж равна сумме продаж за период. Для дальнейших расчетов понадобится валовая прибыль.
Валовая прибыль = Выручка от продаж - Себестоимость продаж
Прибыль от продаж есть разница между Валовой прибылью и Операционными расходами.
Операционные расходы могут включать:
- затраты на персонал;
- арендную плату;
- маркетинг;
- расходы на доставку.
Пример: Компания продала товаров на сумму 100 000 рублей. Начальный остаток запасов составлял 10 000 рублей, а закупки за период - 70 000 рублей. На конец периода конечный остаток запасов составил 15 000 рублей. Операционные расходы компании составили 20 000 рублей, а налоги - 5000 рублей.
1. Себестоимость продаж:
Себестоимость продаж = 10 000 рублей + 70 000 рублей - 15 000 рублей = 65 000 рублей
2. Выручка от продаж:
Выручка от продаж = 100 000 рублей
3. Валовая прибыль:
Валовая прибыль = 100 000 рублей - 65 000 рублей = 35 000 рублей
4. Прибыль от продаж:
Прибыль от продаж = 35 000 рублей - 20 000 рублей = 15 000 рублей
Зная прибыль от продаж, можно вычислить чистую прибыль ‑ конечный финансовый результат. Если прибыль от продаж учитывает только прямые расходы: сырье, доставку, упаковку, то чистая ― все: налоги, проценты по кредитам, оборудование. В приведенном выше примере ее можно посчитать следующим образом: Чистая прибыль = 15 000 рублей - 5 000 рублей = 10 000 рублей.
Ели полученный результат отрицательный, то это называется убытком. Для увеличения прибыли предприниматели используют различные инструменты: снижение издержек, уменьшение себестоимости, увеличение среднего чека, увеличение количества продаж.
Изображение из открытых источников.