Бизнес-цель представляет собой результат или показатель, к которому компания планирует прийти за определенный промежуток времени. Чаще всего речь идет о таких достижениях, как определенный доход, выход на новый рынок, увеличение производства.
Правильно сформулированная цель – буквально половина успеха. Она помогает грамотно распределить ресурсы и составить четкий план действий, определить точки А и Б, сформулировать задачи и бизнес-стратегию, мотивирует руководителя и сотрудников, ну и просто необходима при долгосрочном планировании.
Абстрактные формулировки при постановке цели могут увести предпринимателя по ложному пути и не дать нужного эффекта. Цель должна быть конкретной, вдохновляющей, реалистичной и реализуемой. После проведения первичной оценки цели через призму этих критериев можно приступать к более детальному анализу.
Одним из самых известных инструментов постановки цели является методика Smart. Метод универсален и подходит как для личных, так и для бизнес-целей. В его названии зашифрованы критерии эффективности: конкретность, измеримость результатов, достижимость, актуальность и ограниченность по времени.
Specific (конкретность). Этот критерий должен избавить от размытых формулировок. Одна цель – один результат. Кроме того, сотрудники и руководство должны одинаково понимали ее. «Достичь успеха в бизнесе» – это не конкретная цель. В формулировках «Увеличить доход», «Увеличить количество новых клиентов» есть конкретика.
Measurable (измеримость). Конкретика должна быть дополнена измеримыми показателями (метриками), которые дадут понять, что цель достигнута. Можно прописать их в виде KPI. Система мотивации сотрудников должна быть привязана к конкретным результатам. Например, «Увеличить доход на 115%», «Увеличить количество новых клиентов на 7%» и т.п.
Attainable (достижимость). Цель должна быть амбициозной, но достижимой. Предпринимателю следует иметь все необходимые ресурсы или понимание, откуда их взять, чтобы достичь намеченных целей. Также важно проанализировать имеющиеся компетенции и опыт достижения целей.
Ставить цели с оглядкой на успешных коллег или вовсе на показатели с потолка – это обреченная на провал попытка. Она может демотивировать команду, так же как и слишком легкие цели.
Relevant (актуальность). Задача должна быть важной, значимой и соответствовать глобальным целям бизнеса. Хороший пример: «В 2024 году увеличить доход на 115% по сравнению с 2023 годом». Плохой пример цели: «Увеличить количество лайков в паблике на 20%». Такая цель не является значимой, т.к. напрямую не влияет на продажи.
Time-bound (ограниченность по времени). Четкие дедлайны помогут еще более конкретизировать цели. Сроки зависят от их глобальности, но не стоит выбирать слишком растянутые по времени цели. Иначе будет сложно отследить и оценить результаты. Важно: ставить временные рамки нужно тоже по смарт-технологии, с учетом критерия достижимости.
Следующий этап – декомпозиция цели и перевод ее в конкретные задачи. Таким образом можно распределить задачи и подзадачи по разным отделам, сотрудникам и определить месячные, квартальные KPI. Это позволит вовремя корректировать сроки, перенаправить ресурсы или даже скорректировать саму задачу, если вводные поменяются.
После важно оценить удалось ли достичь цели, как это было сделано: в какие сроки и с какими ресурсами. Если результат не достигнут, то проанализировать причины неудачи. Со временем и с опытом получится ставить четкие и реальные задачи и эффективно их решать.
Правильная постановка цели позволяет сделать работу над улучшением процессов системной, измеримой, постоянной и эффективно управлять бизнесом.
Изображение из открытых источников.