6 сентября Русская школа управления (РШУ) провела прямой эфир, посвященный эффективному планированию деятельности компании в сложных экономических условиях.
Прямой эфир на тему: «Как бизнесу строить планы в период турбулентности» прошел на странице РШУ во «ВКонтакте». Спикером стал преподаватель Русской школы управления Александр Чигров. Он рассказал, что стоит изменить в бизнес-планировании в сложных, турбулентных условиях.
1. Сократить горизонта планирования.
Существует три уровня планирования, каждый из которых требует пересмотра по срокам:
— Стратегическое планирование.
Обычно мы планируем деятельность на долгий период, например на 5 лет. Однако при глобальных изменениях сталкиваемся с большей долей непредсказуемости и высокой вероятностью попадания в риски. Поэтому горизонт планирования стоит сократить до 2-3 лет.
— Среднесрочное планирование.
В обычных условиях мы строим планы на 2-3 года. Но в условиях турбулентности стоит сократить сроки среднесрочного планирования до года.
— Краткосрочное (тактическое, операционное) планирование.
Здесь сроки разбиваются на более короткие промежутки. Ставим планы на квартал или полугода, затем на каждый месяц, а далее двигаемся короткими спринтами (как при проектном управлении).
2. Включить управление рисками.
В турбулентное время обязательно нужно включить управление рисками при планировании (если вы не делали этого раньше). Например, спланировать изменение цены: что будем делать в зависимости от изменения цены в ту или иную сторону.
3. Быть готовым к внедрению изменений.
Необходимо менять подход к планированию и ведению бизнеса в зависимости от ситуации. Топ-менеджмент должен быть готов к внедрению изменений и принятию сложных решений.
4. Анализировать конкурентов.
Обязателен анализ конкурентов: что с ними будет происходить и как мы можем занять ту или иную долю рынка в зависимости от этого. Где мы сейчас, чем обладаем, какие ресурсы есть, какую часть рынка занимаем, какую часть можем отдать, а какую-забрать — все это важно продумать заранее.
5. Пересмотреть подход к финансовому планированию.
Важно искать новые возможности, а не только защищаться от рисков. И на это могут понадобиться дополнительные инвестиции в бизнес. Каким образом мы будем получать инвестиции, чтобы развиваться? Как будем распределять бюджет? Какие формы привлечения капитала мы можем использовать, а какие нет, какие есть новые каналы финансирования? Ответы на эти вопросы помогут вам грамотно встроить дальнейшую работу.
6. Усилить тактическое планирование.
Нужна четкая система бизнес-процессов, они должны быть регламентированы. Любая система управления процессами поможет выстроить работу, создать регламенты (что человек делает и к чему он должен прийти). На основании этих регламентов нужно установить конкретные KPI. Благодаря этому сотрудники будут четко встроены в стратегический план. Будет понятно, какие требования мы выставляем к людям применительно к кризисной ситуации.
7. Пересмотреть планирование потоков клиентов и маркетинговое планирование в целом.
Что происходит с нашими клиентами, как меняются приоритеты аудитории? Куда и почему может начать уходить наш клиент? Как в связи с этим нужно поменять каналы и стратегию продвижения? Подстраивайтесь под изменения рынка и следите за поведением аудитории, чтобы использовать только действительно эффективные инструменты.