Понятие «книжные памятники» появилось в российском законодательстве еще десять лет назад. Тогда в Федеральный закон «О библиотечном деле» были внесены поправки, согласно которым предлагалось считать памятниками рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью и имеют особое историческое, научное, культурное значение.
«Внесенные в 2009 году изменения в закон были своего рода декларацией, — говорит председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. — Надеялись, что порядок отнесения документов к книжным памятникам, их регистрации в общем реестре будет урегулирован нормативными актами, но они так и не были приняты. Может быть, в правительстве просто не понимали, в какую сторону нужно двигаться».
В начале «нулевых» Российская государственная библиотека, «Ленинка», на основе собственного богатейшего собрания начала формировать свод книжных памятников. Эта работа не была поддержана никакими официальными документами, однако теперь радостно понимать, что фундамент будущего государственного реестра, благодаря энтузиазму библиотечных сотрудников, уже заложен, сообщает портал "Культура".
В прошлом году представители Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки обратились в Комитет Госдумы по культуре. Была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в части сохранения и учета книжных памятников национального библиотечного фонда. Итогом стал законопроект о поправках в Федеральный закон «О библиотечном деле», внесенный в Госдуму на этой неделе Комитетом по культуре во главе с Еленой Ямпольской .
Депутаты максимально учли предложения экспертов РГБ и РНБ и отразили в документе всю необходимую регуляторику. Книжные ценности государство теперь будет охранять по аналогии с музейными.
«Проблема заключалась в отсутствии критериев, позволяющих признать тот или иной документ книжным памятником», — отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в части сохранения и учета книжных памятников национального библиотечного фонда Александр Шолохов.
Теперь это препятствие устранено. Причем критерии отнесения рукописных книг, печатных изданий, иных документов к книжным памятникам были разработаны экспертами РГБ и РНБ.
Книжными памятниками предлагается считать все рукописные книги, созданные до XVIII века включительно, все экземпляры печатных изданий, выпущенные до 1830 года включительно, а также иные рукописные книги, печатные издания, коллекции документов, которые обладают по заключению экспертов выдающейся духовной, материальной ценностью и имеют особое историческое, научное, культурное значение.
В документе говорится и об основных этапах государственного учета книжных памятников: экспертизе, внесении сведений и регистрации документов в реестре.
Экспертизу книжных памятников будут проводить государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, в чьих фондах хранятся редкие книги. Эти учреждения смогут на договорной основе исследовать ценные рукописи и издания из частных коллекций.
Каждой редкой рукописи или книге присвоят уникальный идентификационный номер и зарегистрируют в общедоступном электронном реестре, размещенном на официальном сайте Российской государственной библиотеки.
Предложенные авторами законопроекта нововведения должны обеспечить правовую защиту и государственную охрану книжных памятников России, а это в свою очередь поможет сохранить уникальную часть национального и мирового культурного наследия для будущих поколений.