Материал подготовлен экспертом по бренд-коммуникациям Инной Любарской-Матковой.
Для уточнения понятия «личный бренд», выявления отличий сильного бренда от «просто» бренда, ответа на вопрос зачем и кому нужно заниматься брендингом, а также на какие два этапа можно разделить процесс создания/корректировки персонального бренда.
Что такое личный бренд.
Хотелось бы начать тему с главного, а именно с объяснения того, что же такое личный бренд. Личный (персональный) бренд – это уникальный набор элементов, отличающий и выделяющий одного человека от других в какой-либо сфере деятельности. Какие это элементы? Имя, фамилия и отчество, внешний вид, манера поведения, образование и профессия, а также определенное мнение общества об этом человеке. Получается, что личный бренд есть у всех! И самым главным вопросом в рамках темы персонального брендинга будет то, насколько текущий личный бренд отвечает жизненным целям человека, помогает он в карьере или бизнесе.
Не все люди карьеристы, и еще меньше хотят быть публичными и известными широкой общественности; большинство живет обычной жизнью, и не задумывается о славе, богатстве и спасении мира. Таким людям не нужно заниматься брендингом. А вот тем, кто желает вписать свое имя в историю, стать знаменитым и оказывать влияние на других, рекомендуется хотя бы проанализировать текущую ситуацию с личным брендом, а возможно, внести существенные изменения или создать его с нуля.
Продвижение личного бренда.
Особое внимание, дорогой читатель, обращаю на частую путаницу в понятиях: личный бренд и сильный личный бренд. Это разные вещи! Плохой или хороший, личный бренд есть у всех, а вот сильным брендом обладают единицы. Зачастую под этим термином понимается высокая известность и узнаваемость человека, доверие и лояльность общественности, определенные (желательно положительные) ассоциации, авторитет в профессиональном сообществе. И если задача стоит построить именно сильный бренд, тогда нужно заниматься продвижением – рекламой и личным PR, с мониторингом упоминаемости, отслеживанием репутации и рейтингов. Важно помнить, что продвижение будет оказывать огромное влияние на сам бренд, поэтому заниматься этим нужно обдуманно и очень аккуратно, а еще лучше – под контролем профессионалов, например, PR-менеджеров или маркетологов.
Подведя итог вышенаписанному, можно сказать, что процесс создания (корректировки) персонального бренда условно состоит из двух основных этапов: работа с элементами бренда и продвижение личного бренда.
Для чего нужен сильный личный бренд.
Во-первых, в некоторых сферах деятельности это просто необходимо, например, для представителей культуры и искусства, деятелей шоу-бизнеса или политиков. Во-вторых, сильный личный бренд — это важная составляющая успешной карьеры или бизнеса, а значит, и финансового благополучия. Известного в профессиональных кругах бизнесмена с большей вероятностью будут приглашать на специализированные мероприятия, еще сильнее увеличивая популярность; знаменитый стилист сможет бесплатно получать бьюти-товары для экспертного заключения; раскрученное имя певицы или модели позволит взимать повышенную плату за услуги, а известный юрист сможет выбирать клиентов или партнеров из большего количества предложений. Ну и, конечно, для многих - сильный личный бренд - это чувство собственного достоинства, самоуважение и психологический комфорт.
Ложка дегтя.
Но нельзя не отметить и минусы обладания сильным брендом. Прежде всего - это постоянное, повышенное внимание к вашей персоне, и как следствие - невозможность расслабиться, по крайней мере, на публике, а также необходимость всегда быть «на высоте» (невзирая на физическое и психологическое состояние). Кроме того, многие известные личности маниакально отслеживают уровень своей популярности, и при первых признаках снижения – впадают в депрессию, нанося урон здоровью.
Ну и, конечно, ресурсы… Создать и продвинуть персональный бренд под контролем экспертов стоит недешево, а если заняться этим лично без соответствующих знаний, то времени уйдет достаточно много, да и ошибок можно совершить огромное количество, зачастую фатальных… Поэтому в таком важном деле, как личный брендинг, лучше довериться профи или глубоко изучить тему с помощью специализированной литературы и на образовательных программах, например, на очном семинаре Создание личного бренда или дистанционном курсе Личный бренд: как стать звездой от бизнес-школы Brand4Brand.
Напоследок хотелось бы дать совет: при первых неудачах не опускайте руки и запаситесь терпением. Создание и продвижение личного бренда – дело не одного дня, и даже не одного месяца. Процесс достаточно трудоемкий и долгий: нужно проанализировать конкурентов и их персональные бренды, рассмотреть огромное количество различных элементов и их сочетаемость между собой, продумать стратегию продвижения и определить допустимый бюджет. Добавьте к этому чтение тематической литературы и интернет-источников, обучение на курсах или поиск подрядчиков… Но игра стоит свеч, если сделать все правильно: финансовая стабильность, армия поклонников, всеобщая любовь и уважение, возможность влиять на ход истории и многое другое.
Удачи в создании и продвижении личного бренда!