Постоянный Комитет Союзного государства 19 сентября 2006 г. провел в Москве совещание «Экономико-правовые аспекты формирования собственности Союзного государства». В нем приняли участие представители Парламентского Собрания Союза России и Беларуси, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Фонда государственного имущества Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Российской Федерации, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, ведущих научно-исследовательских и научно-производственных центров двух стран.
Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов считает, что союзная собственность должна рассматриваться как единая и неделимая, и находиться в исключительной компетенции органов управления Союзного государства. Об этом он заявил в своем докладе на совещании. Такой подход к союзной собственности «больше отвечает букве и духу договора о Союзном государстве, восьмая статья которого определяет бюджет и управление собственностью как предметы исключительного ведения Союзного государства. Поскольку в ходе реализации бюджета и формируются активы, составляющие предмет собственности, постольку и вся проблематика собственности по логике также должна быть отнесена к исключительному ведению Союзного государства. Соглашение о собственности Союзного государства фиксирует важнейший признак, который дает понимание особенностей собственности Союзного государства: в Соглашении четко записано, что союзная собственность не может быть приватизирована. Это, на наш взгляд, политический и юридический признак ее единства и неделимости. Следствием этого являются то, что она накапливается, и значит, должна управляться эффективно, и приносить доход в бюджет Союзного государства. Результаты использования этой собственности должны быть направлены на строительство Союзного государства» - сказал А.СТЕПАНОВ.
Обсуждая вопрос организации управления союзной собственностью, А.СТЕПАНОВ сказал: «Собственностью Союзного государства должны управлять профессиональные менеджеры». По его мнению, чиновники Постоянного Комитета Союзного государства не смогут эффективно управлять достаточно крупной собственностью в силу их малочисленности и отсутствия требуемой специальной квалификации. Главной же задачей разработки проекта концепции управления собственностью Союзного государства должно стать создание системы отношений союзной собственности, привлекательной для хозяйствующих субъектов всех форм собственности государств-участников.
На совещании сформулированы основные концептуальные положения, которые требуют политически однозначной трактовки принципиальных подходов к определению юридического качества союзной собственности, уточнены проблемы, требующие специальной методологической и методической разработки. Обсуждены вопросы формирования органов управления союзной собственностью, решения проблемы смешанной собственности, подходы к оценке собственности Союзного государства, образовавшегося за десять лет его существования и реализации масштабных союзных программ.
Основные темы совещания:
1. Разработка Концепции управления собственностью Союзного государства.
Особенности системы управления собственностью Союзного государства, ее содержание. Объекты и организация управления собственностью Союзного государства. Порядок и пределы распоряжения имуществом Союзного государства.
2. Организационное и нормативно-методическое обеспечение управления собственностью Союзного государства.
Нормативно-правовое регулирование отношений в области управления собственностью Союзного государства. Организация и методика оценки объектов союзной собственности. Бухгалтерский учет бюджета и имущества Союзного государства и кадастровый учет объектов союзной собственности. Реестр союзной собственности. Проект Кодекса собственности Союзного государства Беларуси и России. Интеллектуальная собственность Союзного государства: особенности нормативно-методического обеспечения.