Согласно данным исследования PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2009–2013 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2009–2013), в ближайшие пять лет цифровые технологии будут приобретать все более широкое распространение во всех сегментах индустрии развлечений и СМИ.
Совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ в целом, включая как потребительские расходы, так и расходы на рекламу, составят 2,7% в течение всего прогнозного периода, и к 2013 году объем рынка достигнет 1,6 триллиона долларов США.
В исследовании отмечается, что российский рынок развлечений и СМИ претерпит существенные изменения. На протяжении последних пяти лет годовые темпы роста рынка выражались двузначными показателями, но уже в 2009 году потребительские расходы на развлечения и СМИ снизятся. Специалисты прогнозируют дальнейшее снижение рынка в 2010 году, за которым последует восстановление в 2011 году и возвращение к двузначным темпам роста в 2012 - 2013 годах. В течение следующих пяти лет рост рынка будет обусловлен развитием сектора Интернет. Совокупный темп годового роста сегмента рекламы в Сети и мобильной рекламы составит 20,6%, тогда как потребительские расходы на получение доступа будут расти на 19,6% в год. За счет сегмента доступа в Интернет совокупные темпы годового роста индустрии развлечений и СМИ в России составят 3,7% в год в период с 2009 по 2013 год. В 2008 году специалисты оценивали российский рынок в 23,53 млрд долл. США, а к 2013 году ожидается рост до 28,26 млрд долл. США.
Киноиндустрия
В 2008 году российский рынок киноиндустрии продолжил свое успешное развитие, и вырос на 27,5 %, что стало лучшим показателем среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Расходы на продукцию киноиндустрии (посещение кинотеатров, покупку и прокат кинофильмов на различных носителях) составили более 1,4 млрд долл. США, при этом кассовые сборы кинотеатров достигли 827 млн долл. США, что на 46% больше чем в 2007 году. За последние два года кассовые сборы выросли на 84%, однако, ожидается, что данная тенденция не сохранится, в связи с сокращением потребительских расходов в сложившейся экономической ситуации. Стоит отметить, что в период с 2004 по 2008 годы средняя стоимость билета в российских кинотеатрах уже выросла в общей сложности на 65%, тем не менее в течение следующих пяти лет специалисты прогнозируют совокупный темп годового роста стоимости билета на уровне 4,8%. Весь же рынок киноиндустрии стремительно приближается к отметке в 2 млрд долл. США со совокупным темпом роста в 8,4% в год.
Телевизионная, радио- и наружная реклама
Объем российского рынка телевизионной рекламы в прошлом году вырос на 22,3% и составил 5,5 млрд долл. США. Рост рынка выражался двузначными показателями в течение последних пяти лет, однако специалисты прогнозируют спад в этом сегменте в условиях кризиса, и к 2013 году этот сегмент вырастет всего до 5,8 млрд долл. США. В 2008 году российский рынок радиорекламы снизился на 6% по сравнению с 2007 годом, когда наблюдался резкий подъем и лучший результат в Центральной и Восточной Европе. В 2009 году специалисты прогнозируют резкий спад до 28,6%, что связано с общемировой экономической ситуацией и снижением объема рынка рекламы в целом, а подъем начнется не ранее 2011-2012 годов. Российская индустрия наружной рекламы в 2008 году заняла первое по величине место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки – 1,8 млрд долл. США. Однако эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка в течение следующих пяти лет. Так, в 2009 году рынок снизится до 1,287 млрд долл. США и к 2013 году составит 1,328 млрд долл. США.
Рынок печатных СМИ
В 2008 году рынок газет оценивался в 2,3 млрд долл. США, из них затраты на рекламу в печатных газетах составили 551 млн долл. США. Специалисты отмечают, что нынешний экономический спад привел к ускорению и интенсификации процесса перехода на цифровые технологии, причем как среди поставщиков, так и среди потребителей контента. Именно этим фактом обусловлено дальнейшее снижение темпов роста рынка печатной рекламы, в среднем на 2,9% в год. Рекламодатели переключают свое внимание на электронные форматы газет, о чем свидетельствует совокупный показатель темпов годового роста в этом сегменте – 13,2%. В 2008 году затраты на рекламу в цифровых газетах составили 14 млн долл. США по сравнению с 9 млн долл. США в 2007 году. Российский рынок журналов в 2008 году вырос незначительно и составил 1,650 млрд долл. по сравнению с 1,5 млрд долл. США в 2007 году. На размещение рекламы в журналах в прошлом году было затрачено 980 млн долл., а дальнейшие совокупные годовые темпы роста затрат снизятся на 4%. На покупку журналов в 2008 году было потрачено 665 млн долл. США.
Книжная продукция
В 2008 году российский рынок книжной продукции (не включая профессиональную литературу) составил 2,745 млрд долл. США, но к 2013 году данный сегмент снизится до 1,9 млрд долл. США. Эксперты ожидают, что расцвет формата электронной литературы придется на 2011-2012 годы. Сегмент профессиональной литературы составил в 2008 году около 319 млн долл. США.
Интернет
Россия обладает самой обширной абонентской базой телефонного доступа в интернет в Центральной и Восточной Европе, около 5,2 млн домохозяйств в 2008 году. По оценкам PwC, к 2013 году количество домохозяйств с телефонным доступом в Интернет будет снижаться в среднем на 1,8% и через пять лет составит 4,7 млн. Количество же домохозяйств с широкополосным доступом к Сети будет расти в ближайшие пять лет в среднем на 16% в год. Предполагается, что дальнейшее проникновение Сети будет происходить именно за счет широкополосных подключений, и к 2013 году их количество составит 21 млн домохозяйств. Потребительские расходы на получение доступа к сети в 2008 году составили 2,6 млрд долл. США и в ближайшие 5 лет будут расти в среднем на 19,6% в год. К 2013 году объем российского рынка доступа увеличится до 6,5 млрд долл. США. Российский рынок рекламы в Интернет и мобильных сетях в 2008 году составил 510 млн долл. США. Ожидается, что к 2013 году этот сегмент достигнет 1,3 млрд долл. США при среднегодовом росте 20,6%.
Прочие выводы исследования:
• Ускоренный переход к цифровым технологиям привел к углублению и распространению новых потребительских привычек и так называемых «цифровых поведенческих типов»: потребители стремятся получить больший контроль над тем, где, когда и каким образом они потребляют контент, в то же время более тщательно, чем когда-либо прежде, следя за своими расходами и стремясь получить максимальную отдачу от вложенных средств.
• На долю расходов конечных пользователей посредством цифровых/мобильных платформ в 2008 году пришлось 23,4% от общего объема потребительского рынка/рынка конечных пользователей/доступа к контенту, и ожидается, что в ближайшие пять лет на долю этого сегмента придется 78% суммарного роста.
• Растущая доля Интернет-рекламы и мобильной рекламы в общей глобальной номенклатуре рекламных услуг возрастет примерно с 12% в 2008 году до 19% в 2013 году.
• Согласно прогнозам, видеоигровая реклама будет опережать по темпам роста остальные сегменты рекламной индустрии (хотя ее рост и начинается с низкого исходного уровня): совокупные темпы годового роста видеоигровой рекламы составят 13,8%,в то время как общее снижение этого показателя по отрасли в прогнозный период составит 0,6%.
• Переход на цифровые технологии в сочетании с растущими расхождениями в показателях доходности различных сегментов и рынков приведут к появлению такого ландшафта на рынке развлечений и СМИ, который будет характеризоваться огромным множеством бизнес-моделей и гораздо более индивидуальным, узкоспециализированным подходом.