23 апреля состоялась практическая межбанковская конференция «Расширение границ розничного банкинга», организованная Лайф Капитал, инвестиционным подразделением Финансовой Группы Лайф.
Конференция была посвящена поиску возможностей расширения продуктовой линейки розничных банков за счет новых технологий и небанковских продуктов, а также увеличению доли непроцентного дохода в структуре доходов банков.
«Этот форум стал вторым в серии мероприятий, цель которых – превратиться в открытую площадку, среду для общения и обсуждения текущей экономической ситуации и выработки практических решений, призванных помочь всем нам преодолевать ограничения и вызовы рынка, - открывая конференцию, отметила Елена Илюхина, начальник управления по работе с финансовыми учреждениями Лайф Капитал.
Поиск банками решений в области непроцентного дохода стал особенно актуальным в связи с внедрением требований «Базель III», в соответствии с которыми с 1 января 2014 г. ЦБ намерен ввести для банков новые нормативы достаточности капитала: 5,6% по базовому, 7,5% по основному и сохраняется 10% по общему капиталу.
По мнению многих аналитиков, внедрение принципов норматива может ограничить темпы роста объема кредитования, приведет к общему падению потребительского спроса и негативно отразится на экономической ситуации в стране. Не исключено, что при нынешних условиях увеличение требований к капиталу в банковской системе на 1% может привести к аналогичному замедлению роста ВВП.
«Введение норматива может привести к консолидации банков и, как следствие, к уменьшению их количества, - комментирует Сергей Бокач, заместитель руководителя Департамента финансовых рынков Лайф Капитал. – В такой ситуации выживут не все, но банки, которые останутся, станут надежнее и сильнее».
Помимо основной функции, стабильная банковская система играет роль гаранта социального равновесия. За последние 4 года позиция банков усилилась: уровень доверия населения страны к финансовым институтам вырос с 17% в 2009 г. до 27% в 2012 г. По некоторым данным, банкам люди доверяют больше, чем предприятиям малого и среднего бизнеса (24%) и крупному бизнесу (16%), и банки намерены сохранить эту тенденцию.
Поэтому участники и организаторы конференции «Расширение границ розничного банкинга» поделились с коллегами уже реализованными идеями, позволяющими справиться со стоящими перед ними вызовами, а также наметили новые направления развития.
О том, как банки могут удовлетворять растущие потребности клиентов за счет небанковских продуктов, в частности, НПФ, рассказали Евгений Якушев, председатель совета «Европейский Пенсионный фонд», и Иван Паткин, начальник управления специальных проектов Пробизнесбанка.
Спикеры подчеркнули, что важным отличием НПФ от традиционных банковских услуг является то, что это комплиментарный продукт: при переходе в негосударственный пенсионный фонд клиент ничего не платит. Поэтому для банков НПФ является не только источником непроцентных доходов, но и способом значительно повысить удовлетворенность клиентов.
Увеличивать клиентскую лояльность и уровень непроцентного дохода за счет инновационных продуктов и эмоционального банкинга участникам конференции предложили Вячеслав Семенчук, СЕО Life Pay, Михаил Попов, CEO онлайн сервиса управления личными финансами EasyFinance, Антон Арнаутов, генеральный директор ИД «Регламент-Медиа» (портал futurebanking.ru) и Алексей Гиязов, советник Промсвязьбанка.
Вячеслав Семенчук рекомендовал банкам начать обеспечивать малый и средний бизнес набором необходимых ему мобильных сервисов и услуг, что естественным образом приведет к увеличению количества транзакций и дохода банка. При этом «укомплектованный» клиент МСБ становится довольным, банк превращается для него из института, в который просто несут деньги, в партнера и центр компетенции, в который он обращается с удовольствием.
Алексей Гиязов поделился опытом Промсвязьбанка по выводу на рынок пластиковых карт в стиле популярной игры Angry Birds и карт, дизайн которых пользователи разрабатывают самостоятельно. По словам эксперта, эти проекты не только в короткий срок вышли на самоокупаемость, но и опередили стандартные карты по многим показателям: остатки на «дизайнерских» картах в среднем на 25% больше, чем на обычных, и пользуются такими картами клиенты чаще.
О возможностях дистрибуции и развитии новых каналов продаж с использованием компаний-интеграторов рассказали Кирилл Упатов, начальник управления продвижения финансовых продуктов, и Владимир Филяшин, директор по развитию инвестиционно-розничного бизнеса Лайф Капитал.
«В современных условиях развития розничного банковского бизнеса, когда на смену продуктам приходят комплексные решения и сервисы, важно оставаться в тренде и в кратчайшие сроки реагировать на новые потребности клиентов, предоставляя им широкий спектр финансовых услуг», - прокомментировал Владимир Филяшин.