Не каждый начинающий бизнесмен или фрилансер может позволить себе аренду собственного полноценного офиса. Да многим он попросту и не нужен, ввиду, например, небольшого штата сотрудников или рода деятельности. Такие предприниматели зачастую предпочитают снимать вместо офиса обычную жилую квартиру, минимизируя расходы на аренду и содержание помещения. Но такой способ экономии подходит все же далеко не всем.
На сегодняшний день на рынке труда присутствует масса специалистов, для которых ежедневное нахождение в офисе отнюдь не обязательно. Дизайнеры, журналисты, парикмахеры, программисты – все они вполне могут работать в домашних условиях. Однако с увеличением количества заказов или скажем, с рождением ребенка работать дома становится проблематично, и тогда такие специалисты объединяются в своего рода неофициальные мини-агентства и начинают подыскивать себе помещение под офис. Но в суровых московских условиях найти небольшое и относительно дешевое помещение бывает очень непросто, ведь, как правило, минимальная площадь их составляет порядка 50 квадратных метров. Оплачивать такой «бизнес-полигон» команде из двух-трех человек попросту невыгодно.
И тогда самым разумным решением становится съем простой жилой квартиры. Пусть в ней нет каких-то изысков и офисного лоска, важных клиентов сюда не пригласишь, зато можно спокойно найти необходимое помещение в конкретном районе за умеренную цену. Как правило, съем однокомнатной квартиры в Москве обходится не дороже 35 тысяч рублей, при условии, конечно, что вы можете обойтись без вида на Кремль из окна. Однако, по словам директора отделения компании «МИЦ-Недвижимость» Инны Игнаткиной, практика аренды квартир под офис в Первопрестольной пока не сильно распространена и составляет всего 5% от всего рынка недвижимости.
Если говорить о юридической стороне вопроса, то тут все довольно непросто. С одной стороны, статья 288 п. 3 и статья 671 п. 2 Гражданского кодекса РФ разрешают использовать квартиры исключительно для проживания. С другой же стороны, Жилищный кодекс РФ в статье 17 п. 2 вполне однозначно говорит о том, что работать в жилом помещении можно, если при этом не нарушать прав и законных интересов других граждан. То есть, если в вашем импровизированном офисе не работают токарные станки, а подъезд дома не захламлен отходами производства, то все должно быть в порядке. Проще говоря, заниматься можно тем, что не создает неприятных запахов, шума, излишней вибрации или угроз возгорания. Ну и, конечно же, деятельность должна быть изначально законной.
Как уже было сказано, весомым преимуществом квартиры-офиса является отсутствие ограничений по местоположению. И это касается не только, скажем, района или станции метро. По закону нежилое помещение должно находиться либо на первом этаже, либо над другим нежилым помещением, и иметь отдельный вход. Обустроить же свой маленький домашний офис в квартире возможно на любом этаже.
На сегодняшний день более полутора тысяч квартир в Москве сдаются под мини-офисы. Причем значительную выгоду от этого получают не только арендаторы, но и арендодатели, ведь при сдаче жилья под офис арендная плата может быть значительно увеличена. При этом износ квартиры будет происходить гораздо медленнее, ведь, как правило, работники проводят в офисе не более 8-10 часов в день.
Однако у подобного офиса есть и свои серьезные минусы. Во-первых, ввиду неоднозначности формулировки закона, такую сделку могут признать недействительной. Во-вторых, официально зарегистрированным компаниям при аренде жилья, не переведенного в нежилой фонд, вряд ли удастся отнести арендную плату к валовым расходам при уплате налогов. Также могут возникнуть сложности с пожарной инспекцией и иными проверяющими инстанциями. Как итог, можно сказать, что такой эконом-вариант офиса подойдет далеко не всем.