2 октября 2008 года в ГУ Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор" в рамках III Межрегионального информационного конгресса «Роль регионов в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (МИК - 2008) состоялся круглый стол на тему: «Единая региональная система электронного документооборота».
Участники круглого стола осветили проблемы и реализуемые в регионе решения внешнего электронного документооборота.
Организаторами и ведущими круглого стола выступили начальник отдела информационных систем Главного управления информационных технологий и телекоммуникаций Омской области Сергей Авдеенко и Председатель Правления ПО «Система электронных сделок» (ПО «СЭС») Эдуард Фомин. В работе круглого стола приняли участие представители Правительства Омской области, Администрации г. Омска, федеральных управлений и ведомств, а также руководители региональных отраслевых объединений и крупных омских компаний.
О проблеме информационной безопасности и технологии электронной цифровой подписи, а также о схемах реализации электронного документооборота, и трудностях, связанных с их реализацией рассказал собравшимся заместитель начальника отдела средств криптографической защиты информации ООО «Сибинтерком» Валентин Степанцов. «Сегодня остро стоит вопрос о выработке общей политики в области безопасности внешнего электронного документооборота, интеграции разрабатываемых систем электронного документооборота, согласования средств криптографической защиты информации различных разработчиков», – отметил Валентин.
Начальник отдела информационных систем Главного управления информационных технологий и телекоммуникаций Омской области Сергей Авдеенко представил вниманию участников круглого стола одно из решений в области автоматизации документооборота «Единую систему электронного документооборота (ЕСЭДО) органов исполнительной власти Омской области». На начало 2008 года средствами ЕСЭДО организовано взаимодействие 18 органов исполнительной власти Омской области и одной администрацией муниципального района. Внедрение ЕСЭДО позволило значительно повысить уровень самоконтроля работников, оптимизировать систему получения отчетов о состоянии документов и их исполнении, исключить зависимость в получении информации о документах только из отделов делопроизводства в органах исполнительной власти - отметил Сергей Авдеенко. Среди основных направлений развития ЕСЭДО в органах исполнительной власти докладчик выделил расширение функциональности существующей ЕСЭДО, создание системы юридически значимого электронного документооборота, интеграцию ЕСЭДО с существующими системами и др.
«Главное управление информационных технологий и телекоммуникаций Омской области заинтересовано не только в автоматизации процессов внутри органов исполнительной власти, но и в организации защищенного внешнего документооборота, при котором станет возможным защищенное юридически значимое электронное взаимодействие исполнительной власти с предприятиями и организациями региона, а также с гражданами Омской области», - пояснил Сергей Авдеенко.
Стратегию реализации одного из таких решений - Единой региональной системы внешнего электронного документооборота для взаимодействия власти, бизнеса и граждан представил Председатель Правления ПО «СЭС» Эдуард Фомин. В основе предложенной Стратегии -разработанная ПО «СЭС» система защищенного внешнего документооборота «Система электронных сделок» и механизм ее технологического и организационно-правового согласования с ЕСЭДО органов исполнительной власти Омской области.
Представленная Единая региональная система внешнего электронного документооборота впервые позволит осуществлять в электронном виде юридически значимое взаимодействие власти, бизнеса и граждан, а именно:
- безопасный оборот юридически значимых документов, в том числе составляющих коммерческую тайну;
- оборот стандартных документов (получение государственных справок, квитанций, разрешений и т.д.);
- заключение многосторонних договоров, соглашений и пр.;
- предоставление отчётности в ПФР, УФНС, ФСГС;
- оборот платёжных и иных поручений (управление счетом в банке, товарами на складе, оплата товаров и услуг и т.д.);
- документарное сопровождение госзакупок и коммерческих сделок;
- и др.
По словам докладчика, внедрение данной системы более чем на 30% увеличит эффективность деятельности предприятий, организаций и государственных органов региона, а также увеличит поступления в бюджет, повысит качество жизни населения Омской области.
Вниманию участников в режиме реального времени была продемонстрирована работа прототипа основного процесса защищенного электронного документооборота. Одним из ноу-хау Системы является возможность одновременного использования средств криптографической защиты информации различных разработчиков. «Для того чтобы Единая региональная система внешнего электронного документооборота начала существовать в рамках российского законодательства, осталось лишь создать прецедент - технологические и организационно-правовые вопросы уже решены», - отметил Эдуард Фомин. Когда такой прецедент будет создан, Омская область станет первым регионом, в котором будет осуществляться юридически значимое электронное взаимодействие между властью, бизнесом и гражданами.
В ходе работы круглого стола докладчикам было задано немало вопросов, касающихся создания Единой региональной системы электронного документооборота. Главные из них: как согласовать системы документооборота бизнеса и власти, с чего начать создание Единой системы, как сделать ее доступной для простых граждан и др. В ближайшее время организаторам предстоит обобщить все предложения, вопросы и мнения, прозвучавшие на круглом столе, и выработать общую стратегию взаимодействия органов власти, представителей бизнеса и граждан для создания первой в России Единой региональной системы внешнего электронного документооборота.