Стали известны первые финалисты тендера на разработку Штокмановского месторождения. Из 9 претендентов, первоначально заявивших о своем желании бороться за долю в проекте, «Газпром» выбрал пять: Hydro, Statoil, Chevron, ConocoPhillips и Total. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, окончательно определиться с партнерами, которых будет два или три, компания планирует в течение первого квартала 2006 года.
Говоря о причинах выбора, глава газового гиганта Алексей Миллер сообщил, что «Газпром» опирался исключительно на опыт работы компаний на шельфах и на рынке СПГ, а также их маркетинговые возможности. Однако известно, что в субботу с первыми победителями встречался Владимир Путин. Бизнесмены утверждают, что внимание российского президента никак не повлияло на выбор «Газпрома», хотя и признают его осведомленность о ходе сделки. Вот как комментирует эту ситуацию руководитель экспертно-аналитического отдела «ИМА-консалтинг», кандидат политических наук Андрей Вильде: «Подобный подбор потенциальных партнеров по разработке Штокмана может означать только одно: Россия придерживается стратегии на привлечение новых партнеров к разработке своих топливно-энергетических ресурсов. Однако здесь нельзя говорить о безусловном следовании принципу экономической целесообразности, скорее, главенствующим выступает принцип формальной диверсификации. Ссылки на наличие опыта у норвежских компаний Statoil и Hydro не могут быть признаны полностью удовлетворительным обоснованием выбора. Штокмановское месторождение находится на расстоянии 550 км от берега, тогда как норвежское газовое месторождение Сневик расположено всего в 150 км от береговой линии. То есть придется тянуть подводный трубопровод в три раза длинне.
Иначе говоря, причина принятого решения находится не в экономической, а в политической плоскости. Это, в частности, подтверждается непопаданием в список потенциальных партнеров оператора «Сахалина-1» компании Exxon, а также акционера «Сахалина-2» Mitsubishi и его активного подрядчика Sumitomo».