Потребительские кредиты стали на сегодняшний день одним из самых востребованных банковских продуктов в России. По данным аналитического агентства Frank Research Group, в первом квартале 2011 года, портфель кредитов, выданных российскими банками частным клиентам, вырос на 3,4% и составил 4,37 трлн. рублей. Соответственно, между банками всех уровней растет конкуренция: они стараются сделать условия кредитования более выгодными для заемщиков. Новым трендом в этом плане стало применение банками моделей кредитования корпоративных клиентов для выдачи заемных средств физическим лицам.
«В условиях высокой конкуренции, когда у всех игроков регионального рынка банковских услуг имеются сходные розничные продукты, банки пытаются делать их как можно более доступными для населения, – рассказывает начальник управления продаж розничного бизнеса ОАО «Уралтрансбанк» Иннокентий Калюжный. – Именно поэтому в последнее время широкое распространение получили всевозможные кредиты на доверии, кредиты после индивидуальных собеседований и прочие».
По словам Иннокентия Калюжного, такая модель способствует лишь упрощению процедуры выдачи кредита, но большинство банков реализуют ее в рамках определенного набора кредитных продуктов с жестко закрепленными сроками возврата средств, процентными ставками и др. Поэтому нет гарантии, что любому клиенту подойдет один из вариантов. Более эффективным подходом к повышению спроса на кредиты является создание так называемых «кредитных конструкторов», когда формирование ставки, по сути, производится самим заемщиком на основе ряда параметров: срока и размера кредита, наличия обеспечения и др.
«Кредитные конструкторы обычно применяются в кредитовании бизнеса, когда предприятию нужно создать оптимальную именно для него схему финансирования. Мы решили перенести этот опыт в работу с физическими лицами и с 1 июля вместо кредитной линейки из более чем десятка продуктов у нас появится такой конструктор. Например, кредиты с обеспечением мы сгруппировали по трем тарифным планам, которые можно комбинировать. Наши специалисты смогут предлагать клиентам различные варианты: увеличить сумму кредита за счет предоставления дополнительных документов или повысить срок кредитования при предоставлении поручительства. В зависимости от срока и/или суммы кредита рассчитывается размер процентной ставки. Таким образом, клиент получает возможность сам подбирать себе нужную сумму кредита и делать его конечную стоимость более выгодной», – добавил Иннокентий Калюжный.